menu
person
[ · Jaunas vēstules · Dalībnieki · Foruma noteikumi · Meklēšana · RSS ]
  • Lappuse 1 no 2
  • 1
  • 2
  • »
Первый светофор Риги
ADMINDatums: Svētdiena, 20.10.2019, 21:25 | Ziņojums # 1
Ģenerālmajors
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 325
Reputācija: 0
Statuss: Offline
Где был установлен первый в Латвии светофор, почему во время учений противовоздушной обороны его приходилось заменять, когда был демонтирован последний советский светофор, и почему бывший легионер СС предлагал заменить "луксофорc" на "луцифорс"

РИГА, 8 фев — Первый светофор Латвии: история и филология
Sputnik, Михаил Губин
. Восьмого февраля в центре Риги могло бы состояться праздничное мероприятие – с речами, оркестром, открытием памятного знака или мемориальной доски. И даже известно, где бы оно происходило — на углу Бривибас и Дзирнаву. Потому что именно там восемьдесят лет назад заработал первый в Латвии светофор.

До этого уличное движение в латвийской столице регулировалось специальными полицейскими. Первые из них появились в апреле 1927 года на бульваре Бривибас (в конце улицы Калькю) и на бульваре Аспазияс возле тогдашнего главпочтамта. Их было восемь человек.



"В настоящее время уличное движение еще не требует световой сигнализации, как в мировых столицах. Количество автокатастроф маленькое, да и шоферы стали внимательнее", — писала об этом газета Latvijas Kareivis.

Однако автомобилей становилось больше, и вот 7 февраля 1939 года газеты сообщили о том, что завтра в Риге начнет работу новый аппарат регулирования движения — на перекрестке улиц Бривибас и Дзирнаву.
Pievienotie faili: 3980853.jpg (106.8 Kb)
 
ADMINDatums: Svētdiena, 20.10.2019, 21:26 | Ziņojums # 2
Ģenerālmajors
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 325
Reputācija: 0
Statuss: Offline
"Подающий сигналы аппарат прикреплен к электрическим проводам над улицами в центре перекрестка и хорошо виден как со стороны улицы Бривибас, так и Дзирнаву. Регулирующие движение сигналы таковы: красный свет — "движение закрыто", желтый — "внимание, остановитесь", зеленый свет — "путь свободен", — писала газета Brīvā Zemе, подробно разъясняя, что надлежит делать при каждом сигнале водителям и пешеходам. Аппаратом управлял специально обученный полицейский.

Pievienotie faili: 1659443.jpg (269.0 Kb)
 
ADMINDatums: Svētdiena, 20.10.2019, 21:27 | Ziņojums # 3
Ģenerālmajors
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 325
Reputācija: 0
Statuss: Offline
Именно от полицейских и поступило предложение насчет нового аппарата. В январе 1939 года Brīvā Zemе сообщила, что Петерис Витолс, полицейский с 12-летним стажем, регулировщик движения в центре Риги, подал в рижскую префектуру проект устройства, призванного облегчить регулирование улиц в зимнее или дождливое время. Проект Витолса предусматривал навес с обогревом, внутри стоит регулировщик, а сверху прикреплены зеленый, красный и желтый фонари, которыми он и управляет. Предложение несколько запоздало.

Тем не менее, сообщалось, что новый аппарат регулирования движения произведен на заводе ВЭФ, и если он хорошо себя покажет, то городское правление предполагает поставить такие аппараты и на другие перекрестках — особенно на углу улиц Бривибас, Шарлотес и Миера.

Из прессы также можно было узнать о том, что один аппарат стоит две тысячи латов и что он оправдал себя. Рижане стали дисциплинированнее, а устройство стало автоматическим, страж порядка сигналы больше не переключал. Зеленый сигнал светофора для движения по улице Бривибас светил двадцать секунд, а по Дзирнаву — восемнадцать. Желтый свет загорался на четыре секунды.
 
ADMINDatums: Svētdiena, 20.10.2019, 21:28 | Ziņojums # 4
Ģenerālmajors
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 325
Reputācija: 0
Statuss: Offline
Сигналы светили так ярко, что, когда в сентябре 1939 года в латвийской столице проходили учения противовоздушной обороны, лампы затемнили.

В августе Рижское городское строительное управление сообщило, что новые аппараты будут размещены не над улицей, а на специальных столбиках на каждом углу перекрестка бульвара Аспазияс и улицы Кр. Барона.
 
ADMINDatums: Svētdiena, 20.10.2019, 21:29 | Ziņojums # 5
Ģenerālmajors
Grupa: Администраторы
Ziņojumu skaits: 325
Reputācija: 0
Statuss: Offline
В СССР первый светофор заработал 15 января 1930 года в Ленинграде, но он был не световой, а механический. А вот само слово svetofors вошло в латышский язык после 1940 года и широко употреблялось до июня 1970-го, когда Терминологическая комиссия Академии наук Латвийской ССР придумала ему замену. По просьбам трудящихся — работников издательств и автомобилистов - аппарат световых сигналов стал называться luksofors ( от латинского lux — "свет" и греческого phoros — "несущий").
 
  • Lappuse 1 no 2
  • 1
  • 2
  • »
Meklēšana: